Проблема трансцендентного начала в неоплатонизме и учение о генадах
Ключевые слова:
Неоплатонизм, проблема трансцендентного начала, Единое, генады, боги, метафизическая трактовка гипотез платоновского «Парменида», реконструкция теории генад ЯмвлихаАннотация
В статье показано, что разработанное в позднем неоплатонизме учение о генадах явилось неизбежным следствием представлений о Первоначале как о трансцендентном, не зависящем от своих следствий принципе. По всей вероятности, это учение обязано своим возникновением толкованию платоновского «Парменида» и, в частности, идее рассматривать предикаты Единого в первых двух гипотезах как характеристики различных классов генад. Как мы попытались показать, автором этой идеи мог быть Ямвлих, поскольку именно ему принадлежит первое упоминание о генадах в связи с «Парменидом». Мы также попытались реконструировать ямвлиховскую теорию генад, признав неудовлетворительными существующие на сегодняшний день реконструкции, в которых генады отождествляются с «монадами форм» и идеями-числами. Согласно нашей трактовке, ямвлиховские генады представляют собой не порождения Единого, как у афинских неоплатоников, а модусы его бытия причиной, поскольку в силу присущего Ямвлиху понимания трансцендентности, абсолютный и обособленный от всего иного принцип считается не противостоящим, а как бы включающим в себя свои следствия.