Аристотелевская теория ощущения: конфликт интерпретаций

  • С.В. Месяц Институт философии РАН
Ключевые слова: Античная философия, Аристотель, учение о душе, теория ощущения, интенциональность, гилеморфизм

Аннотация

Аристотель понимает ощущение как превращение, испытываемое органом чувства под воздействием ощущаемого предмета. На сегодняшний день существует две интерпретации аристотелевской теории ощущения: физикалистская или буквальная (Р. Сорабджи, С. Эверсон, М. Нуссбаум, Х. Патнэм) и интенционалистская (М. Бёньет, Т. Йохансен). Согласно первой, в процессе ощущения орган чувства выступает в роли материи, которую ощущаемый предмет оформляет в соответствии со своей собственной формой, так что ментальное изменение осуществляется за счет материального или физиологического. Согласно второй, ощущение представляет собой исключительно когнитивное изменение. На наш взгляд, ни тот, ни другой подход не может быть признан правильным. В статье предлагается отделить изменение, совершающееся в органе чувства по материи, от изменения, совершающегося в нем по форме, что позволит рассматривать ощущение одновременно и как актуализацию способности чувственного восприятия, и как материальное изменение.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2017-11-14
Как цитировать
Месяц, С. (2017). Аристотелевская теория ощущения: конфликт интерпретаций. Историко-философский ежегодник, 32, 5–20. извлечено от https://ife.iphras.ru/article/view/6356
Выпуск
Раздел
АНТИЧНАЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ