Восприятие и язык в адвайта-веданте: исследование и перевод «Веданта-парибхаши» Дхармараджи

  • В.Г. Лысенко Институт философии РАН
Ключевые слова: Индийская философия, адвайта, непосредственное восприятие, Шанкара, Дхармараджа, экзегеза, Шрути, махавакья, откровение, эвокативная функция языка, сознание, познание, сакшин, субъект, реальность

Аннотация

Публикация перевода с санскрита (первого на русском языке) и статья-исследование санскритского текста XVII в. «Веданта-парибхаша» Дхармараджи, посвященного теории непосредственного восприятия и роли в ней языка в классической и особенно поздней адвайта-веданте. В статье показано, что оригинальность этой теории состоит в том, что непосредственный характер приписывается познанию из слов, которое в других школах индийской философии считается опосредованным ментальными и вербальными конструкциями. В связи с этим рассматривается теория Шанкары об эвокативной функции языка в экзегезе текстов Откровения (Шрути). Анализируются методы этой экзегезы и ее применение к интерпретации высказываний обыденного языка в концепции Дхармараджи. Отмечаются элементы «реализма» и «натурализма» в поздней адвайтистской идеалистической теории познания.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2015-07-20
Как цитировать
Лысенко, В. (2015). Восприятие и язык в адвайта-веданте: исследование и перевод «Веданта-парибхаши» Дхармараджи. Историко-философский ежегодник, 30, 71–100. извлечено от https://ife.iphras.ru/article/view/6393
Выпуск
Раздел
ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>