Западные идейные источники русского неолейбницианства

Авторы

  • А.Ю. Бердникова Туринский университет

Ключевые слова:

неолейбницианство, немецкий идеализм, французский спиритуализм, персонализм, интуитивизм

Аннотация

В статье анализируется панорама рецепции в контексте русского неолейбницианства идей различных западных философов XIX в.: главным образом, представителей «второй волны» немецкого идеализма (А. Тренделенбурга, Г. Лотце, Х.Г. Вайсе, И.Г. Фихте (младшего), Г. Ульрици, Г.Т. Фехнера, И.Ф. Гербарта), а также французского спиритуализма (Мен де Бирана и Шарля Ренувье). Предпринимается попытка как раскрыть и продемонстрировать особенности систем самих вышеперечисленных авторов, которым зачастую уделяется мало внимания в исследовательской литературе, так и проанализировать (что, по сути, является основной целью данного исследования) непосредственное влияние этих мыслителей на формирование и эволюцию неолейбницианства как отдельного и самобытного направления русской мысли указанного периода, полных аналогов которому (в отличие от тех же Марбургской или Баденской школ неокантианства) на Западе не существовало. Изучение идей А. Тренделебурга и Г. Лотце позволяет нам восстановить историко-теоретический контекст формирования мысли Г. Тейхмюллера, основоположника русского неолейбницианства – и, в частности, понять, почему русское неолейбницеанство обозначалось также термином «метафизический персонализм». Идеи «спекулятивных теистов» Х.Г. Вайсе, И.Г. Фихте (младшего) и Г. Ульрици помогают лучше понять религиозно-богословскую составляющую русского неолейбницианства, наиболее ярко нашедшую свое выражение в панпсихизме А.А. Козлова и С.А. Алексеева (Аскольдова), а также у Н.О. Лосского. Отклик на психологические построения Г.Т. Фехнера и И.Ф. Гербарта находится у Е.А. Боброва и других представителей Юрьевской школы. Влияние же французского спиритуализма наиболее очевидно у Л.М. Лопатина и П.Е. Астафьева. В результате исследования демонстрируется, что рецепция идей данных представителей европейской философии для русского неолейбницианства является не менее важной, чем рецепция мысли самого Лейбница.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Загрузки

Опубликован

28-12-2023

Выпуск

Раздел

ИССЛЕДОВАНИЯ

Как цитировать

Западные идейные источники русского неолейбницианства. (2023). Историко-философский ежегодник, 38, 100–128. https://ife.iphras.ru/article/view/9559

Похожие статьи

1-10 из 18

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.