О философском проекте немецкого идеализма
Ключевые слова:
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ИДЕАЛИЗМ, РАННИЙ НЕМЕЦКИЙ РОМАНТИЗМ, ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ, РЕАЛИЗМ, СКЕПТИЦИЗМ, НАТУРАЛИЗМ, МАТЕРИАЛИЗМ, КАНТ, ФИХТЕАннотация
В статье показывается, что распространенная интерпретация немецкой классической философии как кульминации картезианской традиции является искаженной и противоречит самому проекту немецкого идеализма, суть которого состояла как раз в том, чтобы решить проблемы, оказавшиеся не под силу Декарту, и в конечном итоге приведшие к кризису философии Просвещения. В этом смысле было бы точнее утверждать, что немецкий идеализм - это радикальный разрыв с картезианской традицией. Анализируя основную проблематику и логику развертывания философских систем Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля, автор показывает, что развитие немецкого идеализма - это растущая реакция против субъективизма, сопряженная с попыткой разорвать «замкнутый круг» сознания, доказать реальность внешнего мира и освободиться от эгоцентрического подхода. Именно критика субъективизма и стремление выработать непротиворечивую форму реализма явились теми внутренними импульсами, которые определяли развитие немецкого идеализма. В этом смысле он концептуально вырос из кризиса Просвещения. И все его многообразные формы - трансцендентальный идеализм Канта, этический идеализм Фихте и абсолютный идеализм позднего Шеллинга и Гегеля - являлись не чем иным, как различными попытками решить апории Просвещения.