«Не дай мне Бог сойти с ума…» (максима самосохранения разума в антропологии Канта)
Ключевые слова:
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ, РАЗУМ И ЧУВСТВА, ЛОГИЧЕСКИЙ ЭГОИЗМ, ПСИХОПАТОЛОГИЯ, И. КАНТ, М.К. МАМАРДАШВИЛИ, А.С. ПУШКИНАннотация
Статья посвящена ранее не обсуждавшемуся аспекту «Антропологии с прагматической точки зрения». В разуме (рассудке) Кант видит стража и хранителя целостности внутреннего опыта, преемственного единства сознания во времени и, наконец, самой вменяемости человека. Но чтобы выполнить эту миссию, разум должен знать и соблюдать границы своих возможностей. Отсюда этическое понятие «дисциплины самого разума», уникальное для эпохи Просвещения. Дисциплина разума включает в себя требование непременной самостоятельности и строгой логичности мышления, но одновременно – методичный агностицизм и готовность к публичной верификации любых суждений. Она едина с защитой таких фундаментальных прав человека, как свобода слова и дискуссий.