Ложные удовольствия в «Филебе»: стандартная интерпретация и ее критики

Авторы

  • О.В. Алиева НИУ ВШЭ

Ключевые слова:

Платон, «Филеб», удовольствие, гедонизм

Аннотация

Во второй половине XX в. сложилось понимание, что в «Филебе» 36b–40a Сократ предвосхищает современное определение удовольствия как «пропозициональной установки». Позиция Протарха в рамках такого прочтения сближается то с позицией Декарта, считавшего, что нельзя ошибиться в отношении страстей, то с позицией Юма, для которого удовольствие как ментальное состояние вообще не может быть истинным или ложным. Соответственно, критика гедонизма у Сократа понимается в том смысле, что удовольствия могут быть истинными или ложными точно так же, как мнения. Различные философские реконструкции этого аргумента Платона сложились в стандартную интерпретацию, в рамках которой выделяют «старую школу» (ложность удовольствия понимается в духе Б. Уильямса) и «новую школу» (ложность удовольствия понимается в духе С. Ловибонд). Данная статья предлагает обзор полемических позиций вокруг ложных удовольствий в «Филебе» и указывает на слабые места стандартной интерпретации.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • О.В. Алиева, НИУ ВШЭ

    National Research University Higher School of Economics, 101000, 20 Myasnitskaya St., Moscow, Russia

Загрузки

Опубликован

26-12-2022

Выпуск

Раздел

ИССЛЕДОВАНИЯ

Как цитировать

Ложные удовольствия в «Филебе»: стандартная интерпретация и ее критики. (2022). Историко-философский ежегодник, 37, 124–146. https://ife.iphras.ru/article/view/8301

Похожие статьи

1-10 из 23

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.