Перевернутый человек, опрокинутый мир: трансмиграции одного мотива

  • Валерий Петров Институт философии РАН
Ключевые слова: Платон, перевернутый человек, инвертированный мир, апокрифы, Дмитрий Мережковский, agrapha, топос, традиция, революция

Аннотация

В статье обсуждается концепция «перевернутого человека» из диалога Платона «Тимей» и особенности ее трансформации в христианских апокрифах «Мученичество апостола Петра» и «Мученичество апостола Филиппа», а также в трактате Дмитрия Мережковского «Иисус Неизвестный». Показано, что Платон уподобляет вхождение души в тело переворачиванию человека с ног на голову, что ведет к инверсии представлений о правом и левом, истинном и ложном. Апокрифические мученичества заимствуют из «Тимея» мотив перевернутого человека, интерпретируя его на языке ветхозаветного повествования об изгнании Адама из рая, следствием которого явилась экзистенциальная опрокинутость его существования человека и опрокидывание эпистемологических и ценностных критериев. Мережковский толкует logion Иисуса из апокрифических «Мученичеств», который содержит призыв инвертировать все координаты, как задачу выхождения из эвклидового пространства трех измерений в божественную реальность «четвертого измерения». В духе своего времени Мережковский трансформирует мотив всеобщего переворота в учение о духовной революции.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-12-20
Выпуск
Раздел
ИССЛЕДОВАНИЯ