Ригоризм кантовской этики и учение стоиков
Ключевые слова:
добродетель, счастье, святость, высшее благо, моральный закон, радикальное зло, бытие Бога, бессмертие души, постулаты практического разумаАннотация
Основной целью статья является выяснение, насколько оправданы оценки этики Канта как этики крайне ригористической, нередко подразумевающие скрытые обвинения в противопоставлении долга и склонностей. Для этого проводится сравнение этики Канта с этическими взглядами стоиков, чей ригоризм не подвергается сомнению. При этом выявляется как ряд существенных сходств, так и ряд различий, подтверждающих, что кантовская этика явля- ется в корне антропологической и что Кант никогда не стремился выстроить свою этическую систему в отрыве от действительности, но напротив, пытался как можно полнее учесть и отобразить потребности, проистекающие из эмпирической природы человека, и его реальные возможности. К тексту статьи прилагается перевод письма И.А. Фесслера, проводившего уже в конце XVIII в. параллели между этикой Канта и этикой стоиков, а также перевод отрывка из лекций Канта 1783/84 г., помогающие проследить динамику развития этических взглядов философа.