Когда Дидро встретил Екатерину: некоторые размышления об архетипическом событии

  • Веса Ойттинен Хельсинкский университет
  • О.В. Артемьева Институт философии РАН
Ключевые слова: Просвещение, Дидро, Екатерина II, модернизация, архетипическое событие, «просвещенный деспотизм»

Аннотация

Автор статьи исследует соотношение религии и философии в дневнике Анри Амьеля (1821–1881) и приходит к выводу, что в молодые годы Амьель был скорее учеником Шеллинга, чем Гегеля, разделяя шеллингианскую позицию «позитивности» и признавая первенство религии перед философией в «домостроительстве» духа. В дальнейшем, по мнению автора статьи, успехи наук о природе подталкивали швейцарского философа к переосмыслению разделяемого им ранее соотношения религии и философии, в результате чего трансцендентный Бог уходит с горизонта его мысли и его место занимает имманентный бог философов-рационалистов. Как показывает автор статьи, Амьель колеблется между теизмом и пантеизмом, соответственно, «между Лейбницем и Спинозой» таким образом, что философия и религия у него сходятся в понятии идеала и долга, предполагающих спиритуалистическое понимание бытия.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2020-12-14
Как цитировать
Ойттинен , В., & Артемьева, О. . (2020). Когда Дидро встретил Екатерину: некоторые размышления об архетипическом событии. Историко-философский ежегодник, 35, 101–116. извлечено от https://ife.iphras.ru/article/view/6318
Выпуск
Раздел
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ