Когда Дидро встретил Екатерину: некоторые размышления об архетипическом событии

Авторы

  • Веса Ойттинен Хельсинкский университет
  • О.В. Артемьева Институт философии РАН

Ключевые слова:

Просвещение, Дидро, Екатерина II, модернизация, архетипическое событие, «просвещенный деспотизм»

Аннотация

Автор статьи исследует соотношение религии и философии в дневнике Анри Амьеля (1821–1881) и приходит к выводу, что в молодые годы Амьель был скорее учеником Шеллинга, чем Гегеля, разделяя шеллингианскую позицию «позитивности» и признавая первенство религии перед философией в «домостроительстве» духа. В дальнейшем, по мнению автора статьи, успехи наук о природе подталкивали швейцарского философа к переосмыслению разделяемого им ранее соотношения религии и философии, в результате чего трансцендентный Бог уходит с горизонта его мысли и его место занимает имманентный бог философов-рационалистов. Как показывает автор статьи, Амьель колеблется между теизмом и пантеизмом, соответственно, «между Лейбницем и Спинозой» таким образом, что философия и религия у него сходятся в понятии идеала и долга, предполагающих спиритуалистическое понимание бытия.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Загрузки

Опубликован

14-12-2020

Выпуск

Раздел

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Как цитировать

Когда Дидро встретил Екатерину: некоторые размышления об архетипическом событии. (2020). Историко-философский ежегодник, 35, 101–116. https://ife.iphras.ru/article/view/6318

Похожие статьи

11-20 из 38

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)