Мерло-Понти и Сезанн: к становлению феноменологии видимого
Ключевые слова:
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА, М. МЕРЛО-ПОНТИ, П. СЕЗАНН, ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ, ВИДИМОЕ, ПЕРСПЕКТИВА, ЖИВОПИСЬ ХIХ В.Аннотация
Живопись и экзистенциальная проекция личности Поля Сезанна сыграли заметную роль в формировании новаторской феноменологии Мориса Мерло-Понти. В статье рассматривается движение философа к проекту феноменологии видимого в корреляции с его обращением к творчеству Сезанна. Мерло-Понти вступает в активный диалог с художником в 1940-е г. («Сомнение Сезанна». 1945) на этапе кристаллизации своего собственного стиля философствования, сезанновские образы сохраняются в сердцевине его размышлений вплоть до самых поздних сочинений и записей конца 1950-х – 1961 гг. Усиление интереса Мерло-Понти к живописи вообще и творчеству Сезанна в особенности возникает в период наиболее интенсивной проработки философом основных концептов его феноменологии. Статья «Сомнение Сезанна» опубликована в год выхода его opus magnum «Феноменология восприятия», последняя прижизненно изданная работа «Око и дух» пишется в основном летом 1960 г., во время кристаллизации идей «Видимого и невидимого». Феноменология Мерло-Понти – пример исключительного доверия к видимому как свидетельству изначального бытия...