Элементы апофатической теологии в трудах Мария Викторина

  • А.Р. Фокин Институт философии РАН
Ключевые слова: ПАТРИСТИКА, ХРИСТИАНСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, ТРИНИТАРНАЯ ДОКТРИНА, МАРИЙ ВИКТОРИН, АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ, НЕОПЛАТОНИЗМ, ПЛОТИН, ПОРФИРИЙ

Аннотация

Статья посвящена анализу элементов апофатической теологии в трудах Мария Викторина и ее философских источников. Определены три базовых варианта апофатизма у Викторина: последовательно философский апофатизм, основанный на неоплатоническом учении о Едином, внешним проявлением которого является христианская Троица; апофатизм, связанный понятием о Боге Отце как Не-сущего, которое превыше сущего и которое порождает всецелое Сущее ― Сына, в развернутом виде являющего скрытое содержание Отца; и апофатизм, связанный с представлением о Боге Отца как чистом Бытии или акте Бытия без каких-либо определений, раскрывающемся в Логосе как Сущем, нераздельно заключающем в себе жизнь и мышление; причем последнее есть Св. Дух. Констатируется, что последний вариант апофатизма является наиболее оригинальной разработкой Викторина, идею которой он мог почерпнуть у Порфирия; а также ставится вопрос о влиянии апофатической теологии Викторина на последующую христианскую традицию.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2011-08-08
Как цитировать
Фокин, А. (2011). Элементы апофатической теологии в трудах Мария Викторина. Историко-философский ежегодник, 25, 53–68. извлечено от https://ife.iphras.ru/article/view/7184
Выпуск
Раздел
ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ