Ложные удовольствия в «Филебе»: стандартная интерпретация и ее критики

  • О.В. Алиева НИУ ВШЭ
Ключевые слова: Платон, «Филеб», удовольствие, гедонизм

Аннотация

Во второй половине XX в. сложилось понимание, что в «Филебе» 36b–40a Сократ предвосхищает современное определение удовольствия как «пропозициональной установки». Позиция Протарха в рамках такого прочтения сближается то с позицией Декарта, считавшего, что нельзя ошибиться в отношении страстей, то с позицией Юма, для которого удовольствие как ментальное состояние вообще не может быть истинным или ложным. Соответственно, критика гедонизма у Сократа понимается в том смысле, что удовольствия могут быть истинными или ложными точно так же, как мнения. Различные философские реконструкции этого аргумента Платона сложились в стандартную интерпретацию, в рамках которой выделяют «старую школу» (ложность удовольствия понимается в духе Б. Уильямса) и «новую школу» (ложность удовольствия понимается в духе С. Ловибонд). Данная статья предлагает обзор полемических позиций вокруг ложных удовольствий в «Филебе» и указывает на слабые места стандартной интерпретации.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

О.В. Алиева, НИУ ВШЭ

National Research University Higher School of Economics, 101000, 20 Myasnitskaya St., Moscow, Russia

Опубликован
2022-12-26
Как цитировать
Алиева, О. (2022). Ложные удовольствия в «Филебе»: стандартная интерпретация и ее критики. Историко-философский ежегодник, (37), 124–146. извлечено от https://ife.iphras.ru/article/view/8301
Выпуск
Раздел
ИССЛЕДОВАНИЯ