Благо, зло и безразличное в учении Эпиктета о свободе выбора

  • А.С. Степанова Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Ключевые слова: Античная философия, cтоицизм, этика, Эпиктет, благо, безразличное, выбор, зло, предпочитаемое, представление, свобода воли, страсть

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые следствия из рассуждений стоиков о благе, зле и безразличном, получившие развитие в учении Эпиктета. Некоторое смягчение ригоризма ранних стоиков позволило Эпиктету сформулировать экзистенциальную теорию поступка, основанную на идее свободы выбора. Особое внимание уделено оппозиции «то, что в нашей власти» и «то, что не в нашей власти», а также имеющей к ней прямое отношение классификации страстей у стоиков, с которой связанна была и проблема поиска однозначного соответствия для «не благих страстей». Приводится объяснение отсутствия у стоиков замены для такой страсти как «скорбь». Рассуждения Эпиктета показывают, что понятие действительного зла обретает у него смысл только в соотношении со злом мнимым. Для мнимого зла не может быть соответствия среди благих страстей.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2015-07-20
Как цитировать
Степанова, А. (2015). Благо, зло и безразличное в учении Эпиктета о свободе выбора. Историко-философский ежегодник, 30, 5–17. извлечено от https://ife.iphras.ru/article/view/6390
Выпуск
Раздел
АНТИЧНАЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ