Вера и разум в средневековой философии

  • С.С. Неретина Институт философии РАН
Ключевые слова: вера, понимание, Августин, Ансельм, знание, время, свободное решение, воля, бесконечность, человек

Аннотация

Основная тема статьи – соотношение веры и интеллекта, которое прослеживается, прежде всего, на анализе произведений Аврелия Августина и Ансельма Кентерберийского. Обычно считается, что вера не требует тех доказательств, без которых не может обходиться разум. Но исследования средневековых мыслителей доказывают, что вера была тесно сопряжена с пониманием и они обосновывают друг друга. Христианские философы и теологи основывали свои рассуждения на признании присутствия Бога в человеке, что делало человека столь же бесконечным, как Бог. Внешне ограниченный плотью человек внутренне расширяется, открываясь простору и открывая в себе божественный простор, для которого человеческая конечность – его феноменальное открытие. Вера угнездилась между этими двумя бесконечностями: бесконечностью человека, обдумывающего решение, arbitrium liberum, и в нем присутствующим самотождественным Богом, стремящимся овладеть человеком. Она не нечто иррациональное, напротив, к ней ведет строгое рассуждение, но в присутствие Истины можно только верить.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-12-20
Как цитировать
Неретина, С. (2021). Вера и разум в средневековой философии. Историко-философский ежегодник, (36), 66–89. извлечено от https://ife.iphras.ru/article/view/6866
Выпуск
Раздел
ИССЛЕДОВАНИЯ