Религиозные учения Л. Толстого и Вл. Соловьева и проблема единства русской религиозной философии

  • И.И. Евлампиев Санкт-Петербургский государственный университет
  • И.И. Матвеева Российский государственный института сценических искусств
Ключевые слова: Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, русская религиозная философия, критика церкви, истинное христианство

Аннотация

В статье рассматривается история творческих отношений Л.Н. Толстого и В.С. Соловьева и доказывается, что религиозные учения мыслителей близки в своих главных принципах. В работах 1890-х гг. Соловьев, как и Толстой, резко критикует историческую церковь за то, что она исказила первоначальное, истинное христианство, главный смысл которого он видит в соединении человечества с Богом и в построении Царства Божьего на земле силами человечества. Такое же понимание христианства как пути к совершенной жизни на земле составляет основу религиозного учения Толстого. Показано, что два важнейших мотива учения Толстого: отрицание телесного воскресения человеческих личностей и принцип непротивления злу насилием, ‒ логично вытекают из этого учения. Точка зрения Соловьева в этих вопросах, наоборот, свидетельствует о его непоследовательности в развитии принципов истинного христианства. Сделан вывод о том, что Толстой, вопреки распространенному мнению, не является «маргинальной» фигурой в русской религиозной философии, напротив, он наиболее полно выражает ее главную тенденцию критики церковной религии и поисков истинного христианства, объединяющую большинство известных мыслителей.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2019-12-07
Как цитировать
Евлампиев, И., & Матвеева, И. (2019). Религиозные учения Л. Толстого и Вл. Соловьева и проблема единства русской религиозной философии. Историко-философский ежегодник, 34, 222–249. извлечено от https://ife.iphras.ru/article/view/6335
Выпуск
Раздел
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ