Проблема определения души как начала движения у Аристотеля и Александра Афродисийского

  • М.Н. Варламова Институт философии РАН
Ключевые слова: Аристотель, Александр Афродисийский, душа, тело, жизнь, способность, действующая причина

Аннотация

В этой статье я хочу обозначить проблему самодвижения живого сущего, которая существует как в аристотелевской физике, так и в книге «О душе» Александра Афродисийского. Эта проблема связана с двумя ракурсами рассмотрения души. С одной стороны, душа, будучи формой органического тела, является основанием его тождества и единства. С другой стороны, и Аристотель, и Александр рассматривают душу как действующую причину движения тела или как движущую силу, которая движет, будучи иной по отношению к подвижному. Такое представление о самодвижении, в котором подвижное целое как бы состоит из двух частей – движущей и движимой – входит в конфликт с представлением о душе как форме и сущности одушевленного и позволяет проблематизировать природную целостность самодвижущегося сущего. Рассмотрение этой проблемы связано с определением души как силы и состояния (δύναμις καὶ ἕξις), которое дает Александр, а также с понятием движущей силы в «Физике» и «Метафизике» Аристотеля. В статье я предложу возможное решение этой проблемы, которое связано с представлением о главенствующей части души и с описанием самодвижения в трактате Аристотеля «О движении животных».

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-12-20
Как цитировать
Варламова, М. (2021). Проблема определения души как начала движения у Аристотеля и Александра Афродисийского. Историко-философский ежегодник, (36), 162–195. извлечено от https://ife.iphras.ru/article/view/6870
Выпуск
Раздел
ИССЛЕДОВАНИЯ